Народный костюм

Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама и вкладывала в эту работу настоящий талант художника. Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян и прежде всего крестьян в черноземной полосе, где непосильный гнет крепостного права отягощался еще мизерными наделами и частыми неурожаями. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами, так полно, так ярко воплощалась жажда прекрасного, что невольно возникал непонятный контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом.

Работала крестьянка , не разгибая спины, и только лишь зимними ночами, качая одной ногой люльку ребенка, другой приводила она в движение колесо прялки. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, поневы или шушпана. С большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку, и ценность каждой ленты, пуговки, бусины, блестки определяла их место в орнаменте костюма.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой. Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма.

Основной одеждой славян была рубаха. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на неё надевали меховую одежду в зимнюю стужу. В глазах наших предков рубаха обладала магической силой. Считалось, что можно навредить своему недругу, если взять на время его рубаху и произнести несколько заклинаний. Значит, нужно было сохранить рубашку, сделать ее не уязвимой, даже если она попадет в руки злых людей. Поэтому и покрывали женщины вышивкой – оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально рисунок вышивки имел магический смысл.

Рубаху кроили очень рационально, в основном из прямоугольных полотнищ. Для удобства и свободы движения рук, в рукава под проймой втачивали ластовицу. Ластовица зачастую встречалась из красного ситца и несла нагрузку декоративной детали.

Понева – полотнище, заменяющая юбку, - обязательная принадлежность одежды русскойзамужнейженщины, прообраз современной длиннополой юбки. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.

Кровную связь наших предков с природой мы находим в народном костюме. Когда весной под теплыми лучами солнца труд пахаря превращал чернозем в бархатное покрывало темного цвета, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей черной поневе, разделяя ее на клетки, подобно тому, как перемежались поля?

За «семью печатями» скрыто от нас время, когда появился сарафан, ставший символом русской женской одежды. Название это не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног». Воспоминания, легенды, действительность и мечта неразрывно связаны с одним видом женской одежды – сарафаном. Ему придают настолько большое значение, что в ряде раскольничьих «согласий» сарафан становится культовой женской одеждой.

Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. Позже передники упразднились.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом, чертой, оберегающей тело человека от злых сил. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На них вышивали орнаменты, концы поясов оформляли кистями, помпонами, куколками – оберегами. Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, ключи и другие небольшие бытовые предметы.

Женский костюм не мыслился без головного убора.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной

0,5 – 2,5 см.

Девушкамразрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. Эти ленты назывались «Красота» или «Волюшка» и являлись оберегом для девушки.

Богатые и просватанные девушки носили венец или коруну. Эти головные уборы также являлись праздничными. Девушки темечко не закрывали. Это говорило о том, что сердце их свободно. Наряд девушек состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой иногда надевался фартук. До замужества девушки , разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из-под головного убора.

По праздникам девичья коса богато украшалась лентами и накосниками из бисера.

Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой ( отсюда пошло выражение «опростоволоситься», т.е. показать волосы), волосы следовало заплетать в две весочные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор.

Одним из элементов венчального обряда являлось расплетание, а в некоторых областях России даже отрубание девичьей косы. Этот обряд символизирует превращение девушки в замужнюю женщину.

Женщины носили кичку, сороку или кокошник.

Чем выше были рога у кички, тем они больше защищали семью от невзгод. А пушки на сороках закрывали уши молодой жены от ненужных наговоров.

По приданию, передаваемому из уст в уста, когда сваха надевала знаменитый псковский «кокошник с шишаками» на голову новобрачной, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить ей с мужем в любви и согласии еще большее количество лет. Этот кокошник был полностью сделан из речного жемчуга.

Откуда же бралось это великолепие женского наряда в крестьянской одежде Севера? Все дело в том, что испокон веков русский речной жемчуг добывали сами крестьяне и менее ценная часть его, но достаточно большая по количеству зёрен оставалась в семьях. Искусство же шить жемчугом, низать сетки – «обнизи», которыми заканчивались кички, было создано женщинами и передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Одежда, особенно головные уборы, для крестьян была очень большой материальной ценностью, и она так же переходила по наследству.

Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Никогда не переставали в нашей стране носить платки – их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись жизни своего времени. Но особенно любимыми, особенно желанными остаются легкие шерстяные Павловские платки.

Живая связь узоров Павловских платков с природой, с цветами до сих пор придает им несколько «вневременной» характер, т.е. в них отсутствует назойливый элемент «модности» с его неизменным и верным признаком – необыкновенной быстротой старения.

Свадебный обряд

Громадно, обширно наследство русского народа.

Свадьба была самым большим, самым торжественным праздником в крестьянском быту. Она длилась три дня, но свадебный обряд начинался с момента сватовства, этой своеобразной формы народного уважения, вежливости и проявления такта в таком серьезном шаге, как женитьба.

Просватанная девушка надевала свою лучшую повязку. Накануне свадьбы, на девичнике, прощаясь с вольной жизнью, появлялась она в лучшем девичьем костюме. Долго, в течение нескольких лет готовила будущая невеста наряды к свадьбе и отдавала этой работе всю свою душу, точно сохраняя в ней то, что предписывал обычай.

Подобно вольной птицы в ярком красочном весеннем оперении появлялась невеста на девичнике. Последний девичий наряд невесты был ослепительно ярок и радостен. Фалды развивались и колыхались при движении, подобно легким перьям птичьего хвоста. Ленты были пришиты к «обмотке» - шейному украшению невесты, лентами заканчивалась девичья повязка – символ девичьей вольной жизни.

Каждая местность имела свою форму и орнамент повязки, чаще всего ее называли «Красота», «Волюшка». «Красота» и «Волюшка» не только были символом, но и оберегом девушки до замужества.

Спустились сумерки девичника, завтра начинается для нее трудная жизнь, жизнь в другой семье, с чужими людьми.

В свадебном обряде было много действий и «приговорок», имевших магическое значение, сохранившихся от древнейших времен. Так, каждая невеста сама шила жениху рубашку и белье, которое он должен был надевать в день свадьбы. Эту рубаху она делала с мыслями о своей совместной жизни с ним, и чтобы любил ее, невеста после бани накануне свадьбы вытирала свое лицо приготовленным для жениха бельем.

Различные части одежды, такие привычные в повседневной жизни, в свадебном обряде приобретали особый смысл. Подарком жениха всегда была обувь. И, надевая эту обувь в день свадьбы, в день начала новой жизни, невеста уходила из дома отца в дом жениха, чтобы всю жизнь идти с ним одной дорогой.

«Князем» и «Княгинюшкой» - высшими титулами Древней Руси – величали жениха с невестой, подчеркивая этим значение совершавшегося события. Белым платом покрывали голову, всю фигуру невесты, белыми были рукава ее рубашки. Казалось, вся суета, все мелкие интересы должны были отступить от невесты в решительный и серьезный момент ее жизни. Изменялась судьба человека, судьба женщины… И тогда проявление всякого веселья с ее стороны расценивалось как недопустимое легкомыслие.

Закончилось венчание. Уже никогда не вернется беспечное девичество, никогда ощущение воли, свободы не посетит душу молодой. Перед законом и по обычаю девушка стала зависимой, подчиненной свекру и мужу. В знак этого нового состояния снимали с головы девушки плат, заплетали распущенные волосы на две косы (символ 2 судеб, связанных воедино) , потом, уложив их вокруг головы, покрывали повойником и надевали кичку или сороку – женский головной убор.

Заключение

Сегодня очень важно помнить о величайшем историческом богатстве, которое некогда принадлежало каждому русскому человеку. 21 век изменил наш быт почти полностью. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что предлагает нам массовое производство, так проще!

Мы стали похожи друг на друга. Скажите, хотелось ли вам когда-нибудь сшить себе русский народный сарафан и выйти в нем на улицу?

Нет? Нас не поймут? Что снами произошло? Почему мы стесняемся быть русскими?

Каждая японская семья обязательно имеет традиционный костюм, передавая его из поколения в поколение, или заказывает его у мастеров, хранящих древние секреты ручного искусства вышивки и шитья. В Индии и по сей день сари – повседневная одежда женщин. А с каким удовольствием в праздничные дни носят шотландцы свои юбки – килт!

Конечно, нельзя сказать, что традиции нашего народного костюма совершенно утрачены. Сегодня много замечательных ученых-исследователей занимаются русским костюмом, работают фольклорные студии, организовываются экспедиции в деревни и села.

Наша школа тоже не остается в стороне от этого важного дела. На уроках обслуживающего труда девочки учатся вышивать, плести из бисера, работать с кожей и лоскутом.

А может быть, у вас хранится старинная одежда, предметы быта или фотография, доставшаяся от прабабушки, и вам самим захочется рассказать нам об этом. Или показать. Милости просим. Музей декоративно-прикладного искусства будет рад пополнить свои экспонаты.

Использованные источники

http://kak.znate.ru/docs/index-31688.html