Как не любить тебя...

"Сосновское слово"
Номер газеты: 30
Дата публикации:  27.07.2011

kak ne lubitОгородникова (по мужу Колтакова) Надежда Алексеевна окончила Сосновскую среднюю школу в 1970 году. Два года работала в газете «Ленинская правда», предшественнице нашей газеты «Сосновское слово».


После окончания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова работала в средствах массовой информации.

Член Союза журналистов России.

 В честь 100-летия Сосновской средней школы делится своими мыслями и воспоминаниями по поводу юбилейной даты.

О родной моей школе 

Сосновка - малая Родина для многих из нас. На этой земле мы родились, жили с родителями, учились в школе. Кому-то пришлось по разным причинам уехать из родного края. Многие живут и сейчас со своими семьями. Каким красивым и развивающимся стал поселок. Сосновка остается для большинства из нас притягательной, у нас здесь друзья, одноклассники, памятные места.

Когда-то самым заметным, примечательным, самым высоким было здание Сосновской средней школы. Лично у меня с ней связаны многие воспоминания.
Моя мама - коренная жительница Сосновки. Здесь она родилась, училась в школе, которую окончила в 1939 году. Училась вместе с Евгением Павловским, который стал ученым, Андреем Жариковым, впоследствии детским писателем. Поступила в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, но после года учебы, когда уже началась Великая Отечественная война, вынуждена была перевестись в Тамбовский педагогический институт, поближе к дому. Сейчас даже трудно представить, а она рассказывала, как пешком ходила из Тамбова в Сосновку. Трудно было, но учебу не бросила.

По распределению попала в Сосновский район. Так моя мама Александра Владимировна Огородникова (в девичестве Соколова) стала учительницей Сосновской средней школы, а для меня школа - вторым домом.
Мой брат Виктор старше меня на пять лет, и тоже учился в этой школе. В детский сад я не ходила, поэтому часто бывала в школе, на классных вечерах у мамы, частых репетициях, концертах, различных мероприятиях. В пять лет вела я себя тихо и спокойно, поэтому меня не прогоняли.

Я знала школу очень хорошо. Подвальное помещение, или первый этаж, было темноватым, но самым демократичным местом. Здесь был один классный кабинет, буфет, приспособленный кабинет труда, спортивный зал. Здесь в неучебное время проходили занятия секции по боксу, которые вели неплохой боксер Евгений Фатеев, мой сосед Борис Малин. Перед школой ребята играли в футбол, слева была волейбольная площадка. Особенно все любили школьный сад, там было несколько старых развесистых деревьев, растущих, наверное, с основания школы, много молодой поросли. Зимой по периметру всей школьной территории прокладывалась лыжня.
На втором этаже учились школьники младших классов, располагалось два лабораторных кабинета, здесь в актовом зале проходили также уроки физкультуры.
На третьем этаже были средние и старшие классы, которые учились иногда в две смены, кабинет директора и учительская, в небольшой каморке – радиоузел.
Когда я пошла в первый класс в 1960 году, новым для меня было только наличие уроков. Я считаю, что мне повезло, ведь школа для меня чуть ли не с рождения была родной.

Люблю смотреть на старую общую фотографию учителей. Как хорошо, что ее сделали тогда. Я помню многих из них. Мама рассказывала, например, что училась у Алексея Васильевича Молочнова. Так вышло, что он был и моим учителем физики и астрономии. Почему-то я всегда волновалась на его уроках, хотелось получать только хорошие отметки, и мне это удавалось, но волнение не проходило, так высок был его авторитет в моих глазах...
Родная Сосновская средняя школа. Эти четыре коротких слова трогают душу, волнуют сердце большинства из нас. Нет теперь того, первоначального здания, но жива наша память.

Когда зарождались традиции

Поэтичное слово - Сосновка. Веет от него теплом, спокойствием, надежностью. Потому что она наша, родная Сосновка. Местность с неповторимыми лесами, край родной, навек любимый. Окружающая природа дала нам силы, путевку в жизнь мы получали в школе.
Многие поколения ее выпускников разлетелись по свету.
Школа в населенном пункте - важный объект. Как сказали бы раньше - очаг знаний, а учитель всегда пользовался особым уважением. В Сосновке теперь не единственная средняя школа, еще одна выросла из восьмилетней. И все-таки педагогический коллектив, учащиеся Сосновской средней школы представляют и раньше, и сейчас большую часть населения.
Когда-то ни одна праздничная демонстрация в Сосновке не начиналась, пока не приходила колонна средней школы. Это всегда было неповторимым зрелищем.
Представители трудовых коллективов с большим восторгом встречали школьную колонну. Она всегда была самой нарядной. Школьная колонна обязательно шла со своим духовым оркестром, которого ни у кого больше не было.
Такого количества цветов, шаров, украшении, портретов, транспарантов не имела ни одна колонна. А ее протяженность? Первые участники входили на центральную площадь, а сама колонна еще продолжалась за углом улицы. И когда все помещались, наконец, в отведенных местах, площадь была полна.
Учителя, представители образовательной системы всегда вели большую просветительскую, организационную работу. Все помнят, наверное, лекции на различные темы, которые проводились в Доме культуры, в трудовых коллективах, в красных уголках колхозов и совхозов, концерты школьной художественной самодеятельности.

Большая работа проводилась силами коллектива Сосновской средней школы во время избирательных кампаний. Здесь всегда был агитпункт, в здании проходили сами выборы. Традиция жива до сих пор, и Сосновская средняя школа №1, как и другие, по-прежнему активно проводит эту работу. Школьные двери всегда открыты для важных дел в населенном пункте. Дорога к школе нужна всем.

Время перемен.

В шестидесятые годы многое меняли в школьном образовании. То ввели одиннадцатилетний срок обучения, то возвратились к десятилетке. То были золотые и серебряные медалисты, то вручались только золотые медали, и непросто было их получить: в девятом и десятом классах должны быть итоговые только все пятерки, выпускные сочинения и контрольную работу по математике проверяли и утверждали оценки в областных структурах. Потом ввели выставления итоговых оценок не по четвертям, а по полугодиям. Непросто давались эти метаморфозы не только учащимся, но, наверное, и учителям.

В Сосновке в те годы случилось важное событие. Если мне не изменяет память, последний выпускной бал в прежнем здании состоялся в 1968 году. А в конце этого же года состоялось открытие нового здания средней школы.
Нам понравилось здесь все, было просторно, светло, тепло. Три этажа, сколько классных комнат! Учиться, наконец, начали все в одну смену. Новая мебель, новые, хорошо оснащенные кабинеты физики, химии, биологии... А какой спортивный зал! Кабинет труда для мальчишек, кабинет военной подготовки, пионерская комната… Жаль, нам оставалось учиться здесь недолго.
Это была Сосновская, единственная тогда средняя школа, потом получившая порядковый номер 1, ставшая полноправной правопреемницей Сосновской средней школы, которая находилась в здании бывшей гимназии.
Народное образование Сосновки отмечает в этом, 2011 году, столетний юбилей. Это праздник нашей школы, это праздник выпускников всех лет, это праздник всех сосновцев.

Со столетним юбилеем, родная школа. Ты не постареешь, ведь каждый год у тебя есть молодые выпускники!

 

Автор: Надежда Огородникова

  http://www.top68.ru/study-of-local-lore/kak-ne-lyubit-tebya-3056